Таинство Крещения
Очень важно заблаговременно познакомиться и изучить содержание так называемого «Символа веры», исповедания богооткровенных истин о Едином Боге, в трёх Лицах познаваемом, взятых из Священого Писания Нового Завета. Символ веры обыкновенно прочитывается взрослым крещаемым вслух — в знак сознательного усвоения христианского учения и готовности всей жизнью исповедовать спасительную веру:
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Само Таинство Крещения совершается, по апостольским правилам, через троекратное погружение в святой купели с призванием имени Отца и Сына и Святого Духа при каждом погружении крещаемого в воде. Слова произносит священник, а благодать Божия невидимо свершает великое и непостижимое дело возрождения человеческой личности.
При Крещении младенца церковные каноны предполагают, помимо родителей, участие крёстного, пол которого соответствует полу крестника. По русской традиции, восприемниками (крёстными) являются двое — «кум и кума». Само собой разумеется, что это должны быть истинные (по вере и жизни) христиане, причастные жизни Церкви не по наслышке. В обязанность священнику вменяется побеседовать с ними заблаговременно, принять исповедь и подготовить восприемников (вместе с родителями) к торжественному событию. Новое духовное родство накладывает на крёстных и немалую ответственность перед Богом — полнокровно участвовать в христианском воспитании младенца.
Если приступает ко святому Крещению взрослый, то он в восприемнике не нуждается. Зато ему необходимо, пройдя определённую подготовку под руководством священника, раскрыть свою со весть перед Богом в исповедальной беседе с пастырем. Покаяние во грехах — важнейшая часть предкрещальной подготовки! Крестящиеся без покаяния, без исповедания прежде содеянных грехов, без исправления порочных навыков и оставления вредных привычек дерзают принять Таинство не во спасение, а в осуждение себе! Вот почему не должно приступать к нему «заодно с другими» или принося дань традиции, С другой стороны, опасно, по слову Святых Отцов, отлагать Крещение с года на год, в лукавой надежде креститься на склоне лет.
По материалам издания «Семь слов о святых Таинствах Матери Церкви» протоиерея Артемия Владимирова