Евхаристия — центр жизни священника
Слово епископа Воскресенского Дионисия к выпускникам Сретенской духовной семинарии и магистратуры.
3 июня 2019 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, в Сретенской духовной семинарии по традиции состоялся выпуск окончивших курс семинаристов и магистрантов. В храме Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, что на Лубянке, Божественную Литургию отслужил епископ Воскресенский Дионисий (Порубай). Его Преосвященству сослужило духовенство Сретенской обители. После молебна на вручение дипломов и хиротесии во чтецы владыка Дионисий обратился к выпускникам с напутственным словом.
Христос воскресе!
Дорогие отцы и братия! С этого священного амвона вы слышали слова разных архипастырей, церковных витий праведной жизни; вы слышали огненные слова и самого Святейшего Патриарха Кирилла. Поэтому мне, имеющему послушание сказать вам нечто перед тем, как вы вступите на путь своего церковного служения, сделать это непросто. Однако из Священного Писания мы знаем, что иной раз, если есть воля Божия и нужда у людей, даже и осел способен глаголать истины вечной жизни. Поэтому и я, надеясь на Бога и Его вразумление, хотел бы вам, завершившим свое обучение, по крайней мере первую и самую важную ступень его, и принявшим сегодня первую хиротесию, первый священный чин, сказать нечто на пользу.
«Священник – это и проводник по дороге в Царствие Небесное, и спутник, и нянька, и наставник, и слуга людей»
Дорогие братья! Не думайте, что ваше служение возможно исполнить человеку. Ведь кто такой священник? Священник – это не просто совершитель богослужения; этому нетрудно научиться. Священник – это проводник, очень хорошо знающий дорогу, по которой надо идти людям, верным чадам Церкви Христа, – проводник по этой дороге в Царствие Небесное. Ваша главная задача – не только совершать богослужение, но также показывать и учить и своим примером, и словом, как туда идти, потому что люди нуждаются в этом. Без указания, без подкрепления, без воодушевления очень трудно идти по пути спасения. Священник – это и проводник, и спутник, и нянька, и наставник, и слуга, что чаще всего и бывает.
Дорогие братия, вы должны знать, каких священников ждет народ Божий там, за стенами вашей духовной школы. Не думайте, что народ ждет служителей изящных, элегантных, умеющих прекрасно носить облачение, способных привести на каждый случай жизни цитату из Священного Писания, умеющих красиво говорить. Народ Божий ждет честных, добрых и благочестивых людей, способных отрешиться от высокой оценки своего времени, своих сил, способных вообще не считать ни время, ни силы, способных открыть свое сердце скорби и нужде, способных слышать и слушать. И вас не просто ждут там, за стенами духовной школы, – вас заждались уже! Ждут и надеются, что увидят именно таких пастырей. Среди служащих сейчас священников большинство таких: многие из них сразу стали ревностными и поняли смысл своего служения, многих Господь провел через скорби, через испытания, но, братия, нас мало, нас не хватает на всех. И вы – наша помощь сейчас, а в будущем и наша смена.
Но невозможно исполнить пастырские задачи человеческими силами – только с Божией помощью. А сегодня, когда над вами совершалась священная хиротесия, вы получили начаток этой силы, и дальше, если вы сподобитесь служения, вы почувствуете, как ваши силы силой Божией удесятеряются и вы можете совершать, говорить, делать то, что и вообразить-то не могли. И в этом величайший дар и величайшее ободрение каждого священника, стоящего перед Престолом, потому что он совершенно реально знает и чувствует, как действует благодать и великая сила Божия через его немощные силы. Один только этот опыт способен так укрепить, что ты готов все трудности и скорби служения переносить, зная, что Бог рядом.
Но эти силы, дорогие братья, истекают только из одного источника. И вот стражами этого источника и – самое главное – прибегающими к живительной влаге этого источника вы должны быть. Это Святая Божественная литургия, Евхаристия, таинство Тела и Крови Господней. И все остальные богослужения, которые являются драгоценной оправой таинству Евхаристии. У вас будет много обязанностей вне храма, и часто будет возникать искушение: «я устал, проводя лекции, встречаясь с людьми, исповедуя, крестив; не пойду сегодня на службу, восстановлю силы». В этом опасность и искушение, потому что силы священника восстанавливаются только у Престола. Здесь, у Престола, вы способны обновиться духом; только здесь и нигде больше.
В свое время в нашем Отечестве несли свое служение два священника, известных практически всей России. Во многом они были похожи: оба из простого народа, оба искренне переживавшие за людей, не жалевшие своего времени, очень много делавшие помимо своих собственных обязанностей, организовывавшие службы поддержки, милосердия, просвещения… Но один из них в центр своей жизни поставил Евхаристию, совершал Литургию каждый день и каждый день причащался Святых Христовых Таин – и Господь в свое время показал, что слышит его молитвы. И хотя он был один для множества: тысячи, десятки тысяч, а теперь сотни тысяч людей обращаются к нему за молитвенной поддержкой, – но одно только его молитвенное воздыхание за сотни километров было способно привлечь к несчастному, нуждающемуся в милости Божией, эту самую милость. А другой священник, тоже очень много делавший для народа, со временем стал служить, потому что был занят, все реже и реже – и в конце концов перестал совсем. Потом – страшные события 1905 года, снятие сана, страшная смерть от рук своих подельников-революционеров. Первый священник – святой праведный Иоанн Кронштадтский, имя которого знает весь православный народ, и не просто знает, а чувствует, что он, у Престола Божия находясь, одновременно и здесь пребывает и исполняет свое священническое служение. А второй – и уже мало кто знает это имя, только люди, изучающие историю последнего века, – это несчастный священник Георгий Гапон, повешенный своими революционными соратниками за предательство и провокацию.
«Силы священника восстанавливаются только у Престола, только у Престола он способен обновиться духом – и нигде больше»
Одно и то же служение, одни и те же чувства, но какой разный конец! А причина только в этом: первый не отступал от Престола Божия и, в каждый момент слабости или немощи хватаясь за него, взывал к Господу: «Господи! Помоги, очисти, вразуми!» – а другой, сначала один раз, потом несколько раз дав себе возможность комфортно отдохнуть от служения у Престола, не оставляя при этом общественной деятельности, лишился Божией поддержки, и крест священства раздавил этого несчастного.
Вы все пострижены во чтецы в церкви Воскресения Господня и святых Новомучеников и Исповедников Русской Церкви. Это еще одно напоминание вам и еще один завет. Вполне возможно, что многие из вас и из нас опытно узнают, что такое мученичество за Христа. Вот когда будет совсем тяжело и когда мрак и уныние окружат вас со всех сторон, вспомните этот день, вспомните этот храм, Святую Чашу, причастниками которой вы сегодня были, и знайте, что самая глубокая ночь – это начало рассвета, начало дня Воскресения Господня, начало бесконечного дня Царствия Божия. Глубина тягот и страданий – это последняя ступень перед Воскресением Бога и воскресением человеческого духа в Боге.
Молюсь о всех и о каждом из вас, чтобы каждый из вас воспринял этот великий дар, начаток которого Господь вам сегодня вручил, – дар священства в Церкви. Молюсь о том, чтобы вы сохранили этот дар и чтобы он для вас стал не тяжким искушением, испытанием, крестом, который прибивает к земле чувством тяжелейшей ответственности, а стал для вас утешением, потому что Господь, возлагая на человека крест, тут же рядом встает, чтобы принять основную тяжесть этого креста на Свои плечи. Лишь бы только вы помнили об этом и призывали Его на помощь. Аминь!
Источник: https://monastery.ru